В обычном классе общеобразовательной школы учится девочка с умственным отклонением в развитии. Это не так часто встречается, но и нередко. Многие относятся к этому нормально. Наверное, так и надо. Ведь степень отклонений бывает разная. Однако, почти всегда ребенок, оказавшийся в подобной ситуации, становится изгоем в классе, в школе. Его никто не воспринимает всерьез, более того некоторые издеваются.

Автор текста: Ольга Малютина.

Каждый в школе может обидеть Машу. Обозвать, отобрать сумку, приказать промаршировать по школьному коридору и, громко смеясь, снимать на телефон её неловкие движения. Она предмет для насмешек, хотя сама этого и не понимает. И всё потому, что Маша – другая. Она – умственно-отсталый ребенок, если называть вещи своими именами.
До пяти лет Маша не могла говорить, потом обучалась дома, но её мама добилась того, чтобы она ходила в обычную школу. И вот сейчас Маша учится в 8-ом классе, хотя ей 16 лет. Она всегда сидит одна на уроке, всегда в одиночестве на перемене, стоит у стенки, хмурит брови, бормочет что-то под нос. Друзей среди одноклассников у Маши нет, с ней не хотят общаться, малыши показывают пальцем на неё и убегают, если Маша пытается к ним подойти, словно на ней клеймо позора.
Но суждена ли ей такая метка?..
На перемене все сидели в классе. Мальчики от нечего делать стали перекидывать между собой Машину сумку, гогоча, видя, как Маша безрезультатно пытается вернуть свое добро. Вдруг сумка упала ко мне на парту, и я под недовольный стон парней вернула её хозяйке. «Спасибо, Оля! – бросилась ко мне Маша и, повернувшись к сильному полу, впервые добавила: Какие же вы злые!» Эта простая фраза заставила меня задуматься. Ведь сколько правды в этих незатейливых словах, в них отражена вся сущность нехорошего поступка! И неужели это будущие защитники нашей Родины, которые находят развлечение, заставляя Машу повторять нецензурные слова?
Даже третьеклассники понукают Машей, она беспрекословно выполняет все их команды – танцует «польку », скачет «на коне» на радость детям. Но та ли это радость, когда они крутят пальцем у виска и считают любое прикосновение к Маше заразным? А может, они малыши? Просто не понимают? Тогда какое оправдание найти амбалам-старшеклассникам, чьи действия отличаются еще большей изощренностью? А ее одноклассникам, для которых классикой жанра стало сбросить ее вещи с парты и спрятать пакет с обувью? Ведь Маша не может защищаться, сказать «положи», «отстань». Она искренне верит, что мы не желаем ей зла, считает всех своих обидчиков друзьями, и самое главное – она вовсе не думает, что она не такая, как все. А ведь как-то одноклассники пытались объяснить ей, что она другая, она изгой, на что Маша упорно говорила «нет!» и пыталась защититься руками словно от несуществующих ударов.
Но если бы только ученики. Настоящей мукой для Маши стали уроки физкультуры, на которых учительница постоянно кричит на нее, гоняет с места на место, словно перед ней какой-то зверь, а вовсе не ребенок. А неделю назад, когда у Маши не получилось бросить мяч, та закричала на нее: «Убирайся с глаз моих долой! Чтобы я больше тебя не видела!» Несмотря на несовершенство своих физических способностей, Маша упорно посещает спортзал, но какой смысл, если здесь она получает лишь порцию очередных оскорблений?
Может тогда Маше лучше учиться в специальной школе? Ведь на живом примере я знаю, что ей очень легко общаться с такими же детьми, как и она. В пятом классе учится такая же девочка, они часто ходят вместе, им хорошо вдвоем. В том году они даже пытались организовать лагерь с палатками. Так почему бы Маше не быть в комфортных для нее условиях? Может, родителям Маши сложно признать, что их ребенок не такой, как все? Поэтому они не хотят отдавать ее в спецшколу? А может, дело не в этом? Что, если им все равно? Не судите меня строго, но как иначе объяснить то, что каждый день Маша приходит в школу к 9 часам (занятия начинаются в 13:00) и, оставляя вещи в вестибюле, отправляется гулять по всему району СХИ. А для тех, кто здесь ни разу не был, могу добавить, что он изобилует лесами с оврагами, бродячими собаками и совсем далекими от школы местами у водохранилища, где Машу видели, и не раз. А знакомая рассказала мне поразительную историю – Маша подошла на улице к бомжихе, дала ей 1000 рублей и ушла. А я отчетливо помню, что несколько лет назад Маша со слезами умоляла учительницу не ставить ей двойку, иначе мама обещала задушить котят ее кошки Дуси. Однако очень хочется надеяться, что я все-таки ошибаюсь и хотя бы дома Маша окружена заботой и любовью, ведь она заслуживает этого.
Мне Маша напоминает маленького ребенка, наивного, несмышленого. Она просит учителей показывать ей оценки на пальцах, организовывает летние поездки с классом в Давыдовку. Она любит изображать лучника, любит помогать убирать в столовой. В ее глазах горит огонек детской радости и надежды, веры в сказку. Все просьбы сделать что-то смешное, а порою даже абсурдное она принимает за чистую монету. Маша не умеет обижаться и словно видит мир только с хорошей стороны, она смотрит на него без призмы алчности, жестокости, корыстолюбия, так свойственных многим из нас. Поэтому не спешите жалеть Машу, она такая же счастливая, как и все. Она искренне желает нам добра, как бы мы не были с ней несправедливы.

Комментарий психолога Кабировой К. В.
Должны ли такие дети учиться в специальных школах?
Конечно, все зависит от диагноза ребенка, и если по заключению врача Маше рекомендуется посещать специальную школу, значит, так будет гораздо комфортнее для неё. Однако по закону РФ каждый имеет право посещать обычное учебное заведение. Соответственно, если родителей устраивает успеваемость ребенка, отношение к нему одноклассников, то нет необходимости переводить его в специальную школу. Однако в случае с Машей проблему издевательского отношения к ней должны решать родители. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что Маша очень добрая девочка и не понимает, что ей желают зла, поэтому родителям ни о чем не рассказывает, так как проблемы для неё не существует. Вполне возможно, что такие условия для неё комфортны.
Как можно объяснить поведение одноклассников девочки?
Во-первых, это элементарная невоспитанность, ну а во-вторых, это, конечно, подростковый возраст, когда дети очень эмоциональны и все свои эмоции они выплескивают на Маше, видя в ней своеобразную «белую ворону». Возможно, к старшим классам это пройдет, пока что эти проблемы необходимо решать родителям девочки.